село Казарь
Рязанского района Рязанской области
Происхождение
названия, история села Казарь. Легенда о
явлении образа Параскевы Пятницы
- Казарь
– крупное село, располагающееся в 25-30
км к востоку от Рязани, по Спасской
дороге.
- По
данным «Списка населенных мест
Рязанской губернии», вышедшего в С-Петербурге
в 1862 г., казенное село Казарь (№269) при
озере Казарском располагалось в 3-м
стане Рязанского уезда в 25 верстах от
г. Рязани и насчитывало 169 дворов (723
души мужского пола и 729 – женского) [i].
-
- Церковь
Успения Пресвятой Богородицы
впервые упоминается в окладных книгах
1676 г., в приходе которой находилась и
соседняя деревня Муромино (Мурмино). С
построением в Мурмино в 1725 г. храма во
имя Свт. Жвнч. Троицы жители Мурмино и
соседней деревни Семкино получили
самостоятельный приход. В 1744 г. по
просьбе помещика, капитана
лейб-гвардии Измайловского полка Льва
Федоровича Измайлова, была поправлена
кровля на церкви. А в 1818 г. полковником
Щегловым, новым хозяином села Казарь,
был воздвигнут новый каменный храм с
тем же именованием.
-
- Владельцы
села Казарь (XVII-XVIII вв.):
- 161… БАРЯТИНСКИЙ Федор Петрович, воевода
1629/30 ТУРГЕНЕВ Иван Юрьевич
1629/30 ШИПОВ Лев Фролов
1629/30-1646 ГРЯЗЕВ Минай Кирилович
1629/30-1646 БУЛЫГИН Роман Степанович
1629/30-1646 ЛАДЫЖЕНСКИЙ Михаил Семенович
1678 ВЕРДЕРЕВСКИЕ стольник Федор и Василий Петровичи
1678 БЕКЛЕМИШЕВ Иван Матвеев
1678 ВЯЗЕМСКИЙ Михаил Иванович, стольник
1678 ГРЯЗЕВ Антип Андреев
1678 ГРЯЗЕВ Богдан Васильев
1678 ИЗМАЙЛОВ Петр Тимофеевич, стольник
1678 МУСИН-ПУШКИН Иван Алексеевич, стольник
1720 ГРЯЗЕВ Матвей Михайлович
1720 ГАГАРИН Юрий Иванович
1720 ВОЛКОНСКИЙ Александр Дмитриевич
1720 Троицкий монастырь
1727-1735 ВОЛКОНСКИЙ Андрей Дмитриевич
1727-1745 ГРЯЗЕВ Андрей Матвеевич
1727-1731 ТОЛСТОЙ Иван Васильевич
1730-1735 НОРОВ Алексей Андреевич
1730-1735 ПОЛУЕХТОВ Иван Иванович
1733-1735 ИВАНОВ Никита Нестерович
1744 ИЗМАЙЛОВ Лев Федорович, капитан-поручик л.-гв. Измайловского полка
1745 ВОЛКОНСКИЙ Дмитрий Андреевич
- (по
данным моей работы - "История сел и деревень Рязанской области кон. XVI-1-й пол. XVIII вв. (Старорязанский и Окологородний станы)")
|
|
|
Фотоальбом |
- О
происхождении названия села
существуют различные версии. Рязанский
краевед Н.Н.Левошин пишет:
- «…Название
происходит от имени народа – хазар,
которым в X веке вятичи платили дань.
Городок свое название получил за то, что в
нем постоянно пребывали чиновники
Хазарского каганата, собиравшие дань с
местного населения. Здесь же происходил
оживленный торг, на который приезжали
купцы из Хазарии и Камской Болгарии. От
хазарской дани вятичей освободил князь
Святослав в 964 г. А в следующем году он не
только сокрушил столицу хазар, но и нанес
им такой удар, что Хазария перестала
существовать как государство.
В
1237 г. при нашествии на Рязанскую землю
татарских полчищ Батыя Казарь разделила
участь Рязани. Город был разрушен и сожжен.
Но часть жителей успела спастись, укрывшись
в прилегающих мещерских лесах. Вернувшись
на пепелище, они восстановили свои дома.
С
тех пор Казарь существует как село…»
[ii]
В «Топонимическом
словаре Рязанской области» сказано:
«…Упоминается
в приправочных книгах Каменского стана
1596–1598 гг. Вблизи села находится Казарское
городище, на котором обнаружены следы
укреплений, ремесленного производства и
жилищ славянского времени. Это, по мнению А.
Л. Монгайта, позволяет предположить, что тут
находился древний рязанский г. Казарь, о
котором сообщается в Никоновской летописи
под 1147 годом. М. Н. Макаров полагал, что
наименование села исторически связано с
этнонимом хазары. Данная точка зрения
получила широкое распространение, хотя
хазары в этой местности никогда не
проживали. Имя селения, возможно, связано с
гидронимом Казарь, который неоднократно
встречается в бассейне р. Оки (в т. ч. и в
составных названиях): р. Казарь, Мокрая
Казарь, Сухая Казарь. В этом случае
населенный пункт был назван по озеру, а не
наоборот. Ср. у Г. П. Смолицкой: р. Казарь (Смоленская
губ.) и находящееся на ней сц. Казарь.
Происхождение гидронима не установлено.
Одно из направлений возможных поисков –
связь со словом казара
(вариант – казарка) –
«малый дикий гусь»…» [iii]
Еще
одна версия озвучена Ю.Ю.Гордовой [iv]:
«…
С этнонимом козаре
связаны названия поселений Казарь,
Козарка, озера Казарское
и микротопоним Казарский
Рубеж.
Приведенные
ойконимы (названия поселений) впервые
упоминаются в писцовых книгах Рязанского
края XVI
века [v].
Сельцо Козарка располагалась в
Перевицком стане. Село Казарь
– под Рязанью, на левом берегу Оки, близ
Мурмино. Рядом с поселением – озеро Казарское.
Микротопоним Казарский Рубеж зафиксирован в «Межевой
выписи рязанских дворцовых сел» 1589 г. [vi].
Судя по имеющимся в документе ориентирам,
локализовался он близ с. Казарь.
Как
сообщает «Повесть временных лет»,
тюркоязычные кочевники хазары, или козаре,
брали дань с Руси, в частности с полян,
северян, вятичей [vii].
Время расцвета Хазарского каганата –
вторая половина VIII
– первая половина IX
вв. В это время территория каганата
простиралась от предгорий Кавказа и
Нижнего Поволжья до Среднего Поднепровья.
Славянские племена платили дань хазарам до
965 г. – в этом году состоялся победоносный
поход на Хазарию князя Святослава [viii].
Вероятно,
и в первые годы существования
самостоятельного Рязанского княжества
хазары играли какую-то роль в жизни
рязанцев. Возможно, этим объясняется
наличие в рязанской топонимии названий с
этноосновой казарь-.
Необходимо
отметить, что исторические события,
связанные с хазарами, нашли отражение не
только в топонимии, но и в антропонимии. К
рассматриваемому этнониму восходит
фамилия Козарин
(Казарин), которая встречается
повсеместно на территории России.
Присутствует она и в антропонимиконе
жителей современной Рязанской области.
Само
имя хазар ряд исследователей соотносит с
традиционными тюркскими этнонимами типа казак,
обозначающего кочевника [ix].
Однако, следует оговориться, что под общим
наименованием хазары могли подразумеваться и
другие народы, покоренные хазарами или
проживающие на территории Хазарского
каганата (аланы, болгары и др.).
После
падения Хазарии сами хазары частично
ассимилировались среди других народов и
этнических групп. Не исключено, что именно
благодаря этому этнонимическое имя
проникло в антропонимикон и топонимикон
русичей. Произойти это могло в тот период,
когда еще была свежа память о владычестве
хазар. В «Повести временных лет» события,
связанные с кочевниками-хазарами,
представлены как происходившие в
древнейшие времена – еще до начала
погодных записей истории Руси [x],
сам этноним хазары в
русских источниках упоминается до конца XI
в. в качестве наименования части населения
принадлежащей Руси Тмутаракани.
По
всей видимости, появление указанных
рязанских топонимов, а все они
локализовались в центральной части
Рязанского княжества, следует отнести к
периоду не ранее появления славян в
бассейне Средней Оки (IX
– X
вв.) и не позднее времени предполагаемого
перехода этнонима козаре в фонд пассивной лексики (исторической
этнонимии), последовавшего вслед за
исчезновением денотата, то есть
обозначаемого им этноса…»
Наконец,
в «Толковом словаре…» В.В.Даля встречается
и слово «Казара,
казарка» – малый дикий гусь, тонкоклювый [xi].
В
Воронежской области есть урочище Козарское
городище, где, по всей вероятности, во
времена Киевской Руси находился древний
город Козар [xii].
В Подонье название «Козар» было перенесено
из Черниговской земли, где находился город
с таким же названием [xiii].
[материал предоставлен одним из авторов
"Топонимического словаря" А.Бабуриным]
- Казарь
упоминается под 1147 в Никоновской
(Патриаршей) летописи. Текст
повествует, что были «чудеса и
исцеления многи» от чудотворного
образа иконы Параскевы Пятницы,
бывшие в граде Рязани в Казари».
- И
местные жители до сих пор гордятся тем,
что их небольшое рязанское село по
своему возрасту сродни Москве. Но все
же, все же…
- Во-первых,
Патриаршая летопись, как полагают
ученые, была составлена около 1539-1542 гг.,
т.е. во времена Митрополита Макария. И
основательно была «подправлена» уже
при Патриахе Никоне во 2-й четверти XVII
столетия.
- Во-вторых.
О чудесном явлении образа Параскевы
Пятницы, искусствовед Г.С.Клокова
пишет [xiv]:
- «…Икона,
связанная с преданием, находилась в
старом кафедральном соборе
Рязанского кремля, а в XVIII
веке была перенесена в Архангельский
собор. Только после реставрации
удалось установить, что эта икона
относится не к XII, а к первой половине XV
века. Ее принадлежность к рязанским
иконам подтверждает бережно
сохраненный на правом поле фрагмент
летописи: «...потужникы на память а
писана бысть месяца августа 29 при
княжении великого князя Ивана
Федоровича при епископе ИО (не)...».
Следовательно, икона могла быть
написана между 1427 и 1456 годами (время
княжения Иоанна Федоровича).
Подробное исследование этой иконы
было проведено В.В.Филатовым,
ограничивающим предполагаемую дату
ее создания 1444—1445 или 1447—1448 годами…».
|
|
И,
наконец, в-третьих. «Град» (т.е. город) Казарь
почему-то существовал в какое-то смутно-древнее
время, а к кон. XVI
в. дошел только в виде небольшого села. И
вообще (не считая этого летописного
известия) начинает появляться в документах
только с конца XVI
в. (да и то в списках!). Вот перечень всех
исторических источников (до нач. XVII
в. включительно), где фигурирует с. Казарь:
- Дата
|
- Источники
|
- Время
составления источника
|
- 1595-97
|
- РД.
Вып. 9-й. С. 244-246.
|
- 1638
|
- 1594/97
|
- РППК
|
- 1610-1620-е
|
- ~1610
|
- АИ.
Т. II. С. 347. №
286/I; АСЗ.
Т.
II. № 526
|
- подлинник
(?)
|
- 1610
|
- АИ.
Т. II. С. 347, 348. № 286/II; АСЗ. Т. II. № 226
|
- подлинник
(?)
|
Список
сокращений:
АСЗ
- Акты служилых землевладельцев XV- нач. XVII вв.
Сост. А.В.Антонов. Тт. I-III. М., Древлехранилище,
1997-2002.
АИ
- Акты исторические, собранные и изданные
Археографическою комиссиею. СПб, 1841.
РД.
– Русский дипломатарий.
РППК
– Анпилогов Г.Н. Рязанская писцовая
приправочная книга конца XVI в. М., МГУ, 1982
- [i]
Списки населенных
мест Российской империи, составленные и
издаваемые Центральным статистическим
комитетом Министерства внутренних дел.
Вып. XXXV.
Рязанская губерния. СПб, 1862. Изд. И.Вильсона.
с. 13; Рязанская губерния. – С. 13; Атлас
Рязанской области. – М., 2002. – Л. 47
- [ii] Левошин Н. Н.
ГАРО Ф. Р – 6713, Оп. 1, Д. 35, Л. 6
- Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р –
6713, Оп. 1, Д. 39, Л. 27
- Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р –
6713, Оп. 1, Д. 49, Л. 32
- [iii] Бабурин А. В.,
Никольский А. А. Казарь. // Топонимический
словарь Рязанской области / Под ред. А. А.
Никольского; РГПУ. – Рязань, 2001. – Вып. 1. –
С. 96, 97
- Бабурин А. В., Никольский
А. А. Казарь. // Топонимический словарь
Рязанской области / Под ред. А. А.
Никольского; РГПУ. – 2-е изд., перераб. и
доп. – Рязань, 2004.
- Бабурин А. В., Никольский
А. А. Казарь (происхождение названия). //
Рязанская энциклопедия. – Рязань, 2002. – Т.
3. – С. 255
- Макаров М.
Достопамятности Николаевского Черниева
монастыря (путевые записки 1825 г.). // Очерки
России, издаваемые Вадимом Пассеком. – М.,
1842. – Кн. 5. – С. 196, 197
- Барсов Н.
Географический словарь Русской земли (IX
– XIV ст.). – Вильно, 1865. – С. 86
- Писцовые книги
Рязанского края. XVI век. – Рязань, 1898. – Т.
1. – Вып. 1. – С. 263
- Россия. Полное
географическое описание нашего
отечества. – СПб, 1902. – Т. 2: Среднерусская
черноземная область. – С. 311
- Милонов Н. П. Из истории
отдельных районов поймы Оки и Рязанской
Мещеры. (В помощь учителю истории и
краеведу.) – Рязань, 1952. – С. 76
- Монгайт А. Л. Рязанская
земля. – М., 1961. – С. 201 – 204
- Смолицкая Г. П.
Гидронимия бассейна Оки (список рек и
озер). – М., 1976. – С. 30, 327
- Димперан Л. В., Судаков В.
В. Казарь. // Рязанская энциклопедия. – Т. 1.
– С. 460
- [iv] Гордова Ю. Ю.
Топонимия русского пограничья, связанная
с этнонимами тюркских кочевых народов (из
рязанской исторической топонимии). //
Материалы и исследования по рязанскому
краеведению: Сб. научных работ. – Т. 3. / Отв.
ред., сост. и авт. предисловия Б. В.
Горбунов / Ряз. обл. ин-т развития
образования. – Рязань, 2002. – С. 249 – 253
- [v] Писцовые книги
Рязанского края XVI в. / Под ред. Сторожева В.
Н. – Т. 1, – Вып. 1, – Рязань, 1996. – С. 171, 265
- [vi] Памятники
русской письменности XV
– XVI вв.:
Рязанский край. – М., 1978. – С. 78
- [vii] Полное
собрание русских летописей. – Т. 2, – М.,
1962. – С. 12
- [viii] Петрухин
В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов
России в древности и раннем
средневековье. – М., 1998. – С. 200
- [ix] Петрухин
В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов
России в древности и раннем
средневековье. – М., 1998. – С. 198
- [x] Полное
собрание русских летописей. – Т. 2, – М.,
1962. – С. 12
- [xi] Даль В.
Толковый словарь живого великорусского
языка. – М., 1989. – Т. 2. – С. 73
- [xii] заметим, что и
на месте рязанского с. Казарь в Х веке
упоминается город того же наименования.
– Бабурин А.
- [xiii] Загоровский
В. П. Историческая топонимика
воронежского края. – Воронеж, 1973. – С. 85
- [xiv] Дмитриева Н. В.,
Клокова Г. С., Силкин А.В. Искусство
рязанских земель. М., 1993
Автор ® Максим
Оленев