село Казарь Рязанского района Рязанской области 


Происхождение названия, история села Казарь. Легенда о явлении образа Параскевы Пятницы

Казарь – крупное село, располагающееся в 25-30 км к востоку от Рязани, по Спасской дороге.
По данным «Списка населенных мест Рязанской губернии», вышедшего в С-Петербурге в 1862 г., казенное село Казарь (№269) при озере Казарском располагалось в 3-м стане Рязанского уезда в 25 верстах от г. Рязани и насчитывало 169 дворов (723 души мужского пола и 729 – женского) [i]
 
Церковь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в окладных книгах 1676 г., в приходе которой находилась и соседняя деревня Муромино (Мурмино). С построением в Мурмино в 1725 г. храма во имя Свт. Жвнч. Троицы жители Мурмино и соседней деревни Семкино получили самостоятельный приход. В 1744 г. по просьбе помещика, капитана лейб-гвардии Измайловского полка Льва Федоровича Измайлова, была поправлена кровля на церкви. А в 1818 г. полковником Щегловым, новым хозяином села Казарь, был воздвигнут новый каменный храм с тем же именованием. 
 
Владельцы села Казарь (XVII-XVIII вв.)
161… БАРЯТИНСКИЙ Федор Петрович, воевода 
1629/30 ТУРГЕНЕВ Иван Юрьевич 
1629/30 ШИПОВ Лев Фролов 
1629/30-1646 ГРЯЗЕВ Минай Кирилович 
1629/30-1646 БУЛЫГИН Роман Степанович 
1629/30-1646 ЛАДЫЖЕНСКИЙ Михаил Семенович 
1678 ВЕРДЕРЕВСКИЕ стольник Федор и Василий Петровичи 
1678 БЕКЛЕМИШЕВ Иван Матвеев 
1678 ВЯЗЕМСКИЙ Михаил Иванович, стольник 
1678 ГРЯЗЕВ Антип Андреев 
1678 ГРЯЗЕВ Богдан Васильев 
1678 ИЗМАЙЛОВ Петр Тимофеевич, стольник 
1678 МУСИН-ПУШКИН Иван Алексеевич, стольник 
1720 ГРЯЗЕВ Матвей Михайлович 
1720 ГАГАРИН Юрий Иванович 
1720 ВОЛКОНСКИЙ Александр Дмитриевич 
1720 Троицкий монастырь 
1727-1735 ВОЛКОНСКИЙ Андрей Дмитриевич 
1727-1745 ГРЯЗЕВ Андрей Матвеевич 
1727-1731 ТОЛСТОЙ Иван Васильевич 
1730-1735 НОРОВ Алексей Андреевич 
1730-1735 ПОЛУЕХТОВ Иван Иванович 
1733-1735 ИВАНОВ Никита Нестерович 
1744 ИЗМАЙЛОВ Лев Федорович, капитан-поручик л.-гв. Измайловского полка 
1745 ВОЛКОНСКИЙ Дмитрий Андреевич 
(по данным моей работы - "История сел и деревень Рязанской области кон. XVI-1-й пол. XVIII вв. (Старорязанский и Окологородний станы)")

Фотоальбом 

О происхождении названия села существуют различные версии. Рязанский краевед Н.Н.Левошин пишет:
«…Название происходит от имени народа – хазар, которым в X веке вятичи платили дань. Городок свое название получил за то, что в нем постоянно пребывали чиновники Хазарского каганата, собиравшие дань с местного населения. Здесь же происходил оживленный торг, на который приезжали купцы из Хазарии и Камской Болгарии. От хазарской дани вятичей освободил князь Святослав в 964 г. А в следующем году он не только сокрушил столицу хазар, но и нанес им такой удар, что Хазария перестала существовать как государство. 

В 1237 г. при нашествии на Рязанскую землю татарских полчищ Батыя Казарь разделила участь Рязани. Город был разрушен и сожжен. Но часть жителей успела спастись, укрывшись в прилегающих мещерских лесах. Вернувшись на пепелище, они восстановили свои дома.

С тех пор Казарь существует как село…»  [ii]

В «Топонимическом словаре Рязанской области» сказано:

«…Упоминается в приправочных книгах Каменского стана 1596–1598 гг. Вблизи села находится Казарское городище, на котором обнаружены следы укреплений, ремесленного производства и жилищ славянского времени. Это, по мнению А. Л. Монгайта, позволяет предположить, что тут находился древний рязанский г. Казарь, о котором сообщается в Никоновской летописи под 1147 годом. М. Н. Макаров полагал, что наименование села исторически связано с этнонимом хазары. Данная точка зрения получила широкое распространение, хотя хазары в этой местности никогда не проживали. Имя селения, возможно, связано с гидронимом Казарь, который неоднократно встречается в бассейне р. Оки (в т. ч. и в составных названиях): р. Казарь, Мокрая Казарь, Сухая Казарь. В этом случае населенный пункт был назван по озеру, а не наоборот. Ср. у Г. П. Смолицкой: р. Казарь (Смоленская губ.) и находящееся на ней сц. Казарь. Происхождение гидронима не установлено. Одно из направлений возможных поисков – связь со словом казара (вариант – казарка) – «малый дикий гусь»…» [iii]

Еще одна версия озвучена Ю.Ю.Гордовой [iv]:

«… С этнонимом козаре связаны названия поселений Казарь, Козарка, озера Казарское и микротопоним Казарский Рубеж.

 Приведенные ойконимы (названия поселений) впервые упоминаются в писцовых книгах Рязанского края XVI века [v]. Сельцо Козарка располагалась в Перевицком стане. Село Казарь – под Рязанью, на левом берегу Оки, близ Мурмино. Рядом с поселением – озеро Казарское. Микротопоним Казарский Рубеж зафиксирован в «Межевой выписи рязанских дворцовых сел» 1589 г. [vi]. Судя по имеющимся в документе ориентирам, локализовался он близ с. Казарь.

 Как сообщает «Повесть временных лет», тюркоязычные кочевники хазары, или козаре, брали дань с Руси, в частности с полян, северян, вятичей [vii]. Время расцвета Хазарского каганата – вторая половина VIII – первая половина IX вв. В это время территория каганата простиралась от предгорий Кавказа и Нижнего Поволжья до Среднего Поднепровья. Славянские племена платили дань хазарам до 965 г. – в этом году состоялся победоносный поход на Хазарию князя Святослава [viii].

 Вероятно, и в первые годы существования самостоятельного Рязанского княжества хазары играли какую-то роль в жизни рязанцев. Возможно, этим объясняется наличие в рязанской топонимии названий с этноосновой казарь-.

 Необходимо отметить, что исторические события, связанные с хазарами, нашли отражение не только в топонимии, но и в антропонимии. К рассматриваемому этнониму восходит фамилия Козарин (Казарин), которая встречается повсеместно на территории России. Присутствует она и в антропонимиконе жителей современной Рязанской области.

Само имя хазар ряд исследователей соотносит с традиционными тюркскими этнонимами типа казак, обозначающего кочевника [ix]. Однако, следует оговориться, что под общим наименованием хазары могли подразумеваться и другие народы, покоренные хазарами или проживающие на территории Хазарского каганата (аланы, болгары и др.).

 После падения Хазарии сами хазары частично ассимилировались среди других народов и этнических групп. Не исключено, что именно благодаря этому этнонимическое имя проникло в антропонимикон и топонимикон русичей. Произойти это могло в тот период, когда еще была свежа память о владычестве хазар. В «Повести временных лет» события, связанные с кочевниками-хазарами, представлены как происходившие в древнейшие времена – еще до начала погодных записей истории Руси [x], сам этноним хазары в русских источниках упоминается до конца XI в. в качестве наименования части населения принадлежащей Руси Тмутаракани.

 По всей видимости, появление указанных рязанских топонимов, а все они локализовались в центральной части Рязанского княжества, следует отнести к периоду не ранее появления славян в бассейне Средней Оки (IXX вв.) и не позднее времени предполагаемого перехода этнонима козаре в фонд пассивной лексики (исторической этнонимии), последовавшего вслед за исчезновением денотата, то есть обозначаемого им этноса…»

Наконец, в «Толковом словаре…» В.В.Даля встречается и слово «Казара, казарка» – малый дикий гусь, тонкоклювый [xi].

В Воронежской области есть урочище Козарское городище, где, по всей вероятности, во времена Киевской Руси находился древний город Козар [xii]. В Подонье название «Козар» было перенесено из Черниговской земли, где находился город с таким же названием [xiii]. [материал предоставлен одним из авторов "Топонимического словаря" А.Бабуриным]

Казарь упоминается под 1147 в Никоновской (Патриаршей) летописи. Текст повествует, что были «чудеса и исцеления многи» от чудотворного образа иконы Параскевы Пятницы, бывшие в граде Рязани в Казари».
И местные жители до сих пор гордятся тем, что их небольшое рязанское село по своему возрасту сродни Москве. Но все же, все же…
Во-первых, Патриаршая летопись, как полагают ученые, была составлена около 1539-1542 гг., т.е. во времена Митрополита Макария. И основательно была «подправлена» уже при Патриахе Никоне во 2-й четверти XVII столетия.
Во-вторых. О чудесном явлении образа Параскевы Пятницы, искусствовед Г.С.Клокова пишет [xiv]:
«…Икона, связанная с преданием, находилась в старом кафедральном соборе Рязанского кремля, а в XVIII веке была перенесена в Архангельский собор. Только после реставрации удалось установить, что эта икона относится не к XII, а к первой половине XV века. Ее принадлежность к рязанским иконам подтверждает бережно сохраненный на правом поле фрагмент летописи: «...потужникы на память а писана бысть месяца августа 29 при княжении великого князя Ивана Федоровича при епископе ИО (не)...». Следовательно, икона могла быть написана между 1427 и 1456 годами (время княжения Иоанна Федоровича). Подробное исследование этой иконы было проведено В.В.Филатовым, ограничивающим предполагаемую дату ее создания 1444—1445 или 1447—1448 годами…».

И, наконец, в-третьих. «Град» (т.е. город) Казарь почему-то существовал в какое-то смутно-древнее время, а к кон. XVI в. дошел только в виде небольшого села. И вообще (не считая этого летописного известия) начинает появляться в документах только с конца XVI в. (да и то в списках!). Вот перечень всех исторических источников (до нач. XVII в. включительно), где фигурирует с. Казарь: 

Дата
Источники
Время составления источника
1595-97
РД. Вып. 9-й. С. 244-246.
1638
1594/97
РППК
1610-1620-е
~1610
АИ. Т. II. С. 347. № 286/I; АСЗ. Т. II. № 526
подлинник (?)
1610
АИ. Т. II. С. 347, 348. № 286/II; АСЗ. Т. II. № 226
подлинник (?)

 Список сокращений:

АСЗ - Акты служилых землевладельцев XV- нач. XVII вв. Сост. А.В.Антонов. Тт. I-III. М., Древлехранилище, 1997-2002.

АИ - Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб, 1841.

РД. – Русский дипломатарий.

РППК – Анпилогов Г.Н. Рязанская писцовая приправочная книга конца XVI в. М., МГУ, 1982


[i] Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Вып. XXXV. Рязанская губерния. СПб, 1862. Изд. И.Вильсона. с. 13; Рязанская губерния. – С. 13; Атлас Рязанской области. – М., 2002. – Л. 47
[ii] Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р – 6713, Оп. 1, Д. 35, Л. 6
Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р – 6713, Оп. 1, Д. 39, Л. 27
Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р – 6713, Оп. 1, Д. 49, Л. 32
[iii] Бабурин А. В., Никольский А. А. Казарь. // Топонимический словарь Рязанской области / Под ред. А. А. Никольского; РГПУ. – Рязань, 2001. – Вып. 1. – С. 96, 97
Бабурин А. В., Никольский А. А. Казарь. // Топонимический словарь Рязанской области / Под ред. А. А. Никольского; РГПУ. – 2-е изд., перераб. и доп. – Рязань, 2004.
Бабурин А. В., Никольский А. А. Казарь (происхождение названия). // Рязанская энциклопедия. – Рязань, 2002. – Т. 3. – С. 255
Макаров М. Достопамятности Николаевского Черниева монастыря (путевые записки 1825 г.). // Очерки России, издаваемые Вадимом Пассеком. – М., 1842. – Кн. 5. – С. 196, 197
Барсов Н. Географический словарь Русской земли (IX – XIV ст.). – Вильно, 1865. – С. 86
Писцовые книги Рязанского края. XVI век. – Рязань, 1898. – Т. 1. – Вып. 1. – С. 263
Россия. Полное географическое описание нашего отечества. – СПб, 1902. – Т. 2: Среднерусская черноземная область. – С. 311
Милонов Н. П. Из истории отдельных районов поймы Оки и Рязанской Мещеры. (В помощь учителю истории и краеведу.) – Рязань, 1952. – С. 76
Монгайт А. Л. Рязанская земля. – М., 1961. – С. 201 – 204
Смолицкая Г. П. Гидронимия бассейна Оки (список рек и озер). – М., 1976. – С. 30, 327
Димперан Л. В., Судаков В. В. Казарь. // Рязанская энциклопедия. – Т. 1. – С. 460
[iv] Гордова Ю. Ю. Топонимия русского пограничья, связанная с этнонимами тюркских кочевых народов (из рязанской исторической топонимии). // Материалы и исследования по рязанскому краеведению: Сб. научных работ. – Т. 3. / Отв. ред., сост. и авт. предисловия Б. В. Горбунов / Ряз. обл. ин-т развития образования. – Рязань, 2002. – С. 249 – 253
[v] Писцовые книги Рязанского края XVI в. / Под ред. Сторожева В. Н. – Т. 1, – Вып. 1, – Рязань, 1996. – С. 171, 265
[vi] Памятники русской письменности XVXVI вв.: Рязанский край. – М., 1978. – С. 78
[vii] Полное собрание русских летописей. – Т. 2, – М., 1962. – С. 12
[viii] Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998. – С. 200
[ix] Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М., 1998. – С. 198
[x] Полное собрание русских летописей. – Т. 2, – М., 1962. – С. 12
[xi] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1989. – Т. 2. – С. 73
[xii] заметим, что и на месте рязанского с. Казарь в Х веке упоминается город того же наименования. – Бабурин А.
[xiii] Загоровский В. П. Историческая топонимика воронежского края. – Воронеж, 1973. – С. 85
[xiv] Дмитриева Н. В., Клокова Г. С., Силкин А.В. Искусство рязанских земель. М., 1993

Автор ® Максим Оленев
maximolenev@mail.ru
Hosted by uCoz